Основы драматургии с Сергеем Федорчуком 26.10.16

Мы, как актеры импровизации, должны взращивать в себе актёра, режиссёра и драмотурга. Занятие с Сергеем Федорчуком было посвящено прокачке наших маленьких внутренних драматургов.
Итак, что же такое драматургия?
Драмотургия — запланированная смена впечатления у зрителя.
Основой любого драматургического произведения является конфликт.
Конфликт– столкновение двух противоположенных задач.
Для того, чтобы была драмотургия, у персонажей должны быть задачи.
Конфликт с точки зрения драмотургв бывает внешний и внутренний.
•Внешний. Конфликт объекта с окружающей средой.
•Внутренний. Конфликт с самим собой, когда в голове есть 2 задачи, которые противоречат друг другу.
•Глобальный. Конфликт между понятиями.( в ЧК его используют крайне редко)
1). СЮЖЕТ
Сюжет -последовательность событий, направленных на разрешение конфликта.
Событие – что-либо влияющее на изменение психологической мотивацию героя.
Основной закон этюда – в процессе Столкновения сторон конфликта персонажи должны измениться. Хотел одного, а потом захотел другого
Структура сюжета.
1) Экспозиция(Пролог) – предисловие, предлагаемые обстоятельства
2) Завязка– событие первое, которое даёт начало конфликта
3) Развитие – последовательность событий, развивающих конфликт
4) (Точка)кульминации – максимальное напряжение сторон конфликта
5)Развязка – чем закончилось
Открытый финал – жертва развязкой.
3 события – минимум для драматургического этюда.
2). ТЕМПОРИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ДРАМОТУРГИИ
Темпоритм драмотургии – скорость и частота появления новых событий Темпоритм внешнего действия Темпоритм внутреннего
Закон темпоритма драмотургии – каждое последующее действие должно быть сильней предидущего и, желательно, с противоположенным знаком.
Это значит, что любое событие должно перекрывать предидущее (реакция персонажа).
Противоположенный знак – изменение впечатлений.
3). ИДЕЙНОТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В любом этюде должна быть тема и идея.
Тема – то, что происходит. (предмет разговора)
Идея – о чем рассказывает. (мысль, с которой уходит зритель)
Сверхзадача – а зачем я это всё показываю.(как должен измениться зритель после этого)
4).СПОСОБЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ И ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
1. Линейный. Каждое последующее событие вытекает из предидущей.
Линейный интересен, когда нам неизвестна проблематиках или есть интересное решение проблемы
2. Нелинейный. Каждое последующее событие не следует из предидущего, а опровергает его.
3. Хаотичный – смесь
♥
О практике
Упражнение 1. “Сплетни”
Выходят два человека, один другому рассказывает сплетню (“Коля пролил кефир”). Это становится событием для второго, он дает оценку, первый уходит. Появляется третий человек, и второй ему преподносит сплетню, усиливая ее за счёт развития первого события (“Коля пролил кефир на брюки босса”), и третий реагирует, и так далее по цепочке. Упражнение заканчивается либо когда развитие события не усиливает его, либо когда сплетня скатывается в абсурд.
Нашей целью было построить как можно более длинную цепочку. В результате мы поняли, что чем проще первое событие, тем легче его усиливать.
Упражнение 2. “А на самом деле”
То же, что и в предыдущем случае, но на сей раз событие (“Маша продала квартиру”) усиливается за счёт его отрицания (“Маша продала квартиру, а на самом деле не продала, а проиграла”).
В этом упражнении лайфхак обратный: проще “развернуть” событие, осложненное кучей обстоятельств, поэтому первоначальное событие должно быть как можно более развернутым. Тут же надо избегать “обманки на минус”, то есть ситуации, когда событие поменялось, но не усилилось (“У Олега любовница украла ребенка, а на самом деле взяла его к себе пожить”).
Упражнение 3.
Выполняется вдвоем. Один человек “позитивный”, другой – “негативный”. Задача каждого: развить предыдущее событие в позитив или негатив, соответственно:
– Я выхожу замуж!
– Теперь ты засядешь дома и весь твой мир сузится до мужа, станешь скучной, неинтересной и он тебя бросит.
– Бросит, но я отсужу у него половину квартиры – стану свободной и богатой.
И так далее.
Упражнение 4.
Выполняется втроем. Один человек “позитивный”, второй “негативный”, а стоящий посередине между ними – оценка. Теперь события касаются человека, стоящего посередине, он отыгрывает оценку на них, а “добро” и “зло” развивают их в позитив и негатив.
В упражнениях 3 и 4 важно именно развивать события, а не обсуждать одно и то же (не перечислять плюсы и минусы одного события, а принимать его и развивать в позитив или негатив).
Эпилог
Мне кажется, общее впечатление от практики у нас было одно: мы колоссально тупим и тормозим. Может, сказалась перемена погоды, может, середина недели, а может, мы просто привыкли больше обращать внимание на то, КАК мы говорим вместо того, ЧТО мы говорим. Так или иначе, мне немного полегчало, когда Сергей отметил, что цель упражнений – не столько родить адекватные цепочки (а они очень часто скатывались в инопланетян), сколько научиться развивать события. Но, думаю, посидеть дома и потренироваться делать цепочки действительно осмысленными будет совсем нелишним.