11.05. 2016 Основы драматургии с Сергеем Федорчуком

Автор Ксения Лобас

Театр и зритель сейчас другой. Раньше – на сцене “висит ружье” оно обязательно должно выстрелить. Сейчас – на сцене “висит ружье”, оно не в коем случае не должно выстрелить.

Удерживать внимание зрителя всеми возможными способами.      

Анатолий Неелов

Занятие  Сергей начинает с того, что дает задание сделать, так называемый “зачин”. Это некая постановка продолжительностью максимум 5 минут, в ней должны быть задействованы все присутствующие и конечно состоять из завязки, развития, кульминации и развязки. Наша идея была в том, что некий не родившийся ребенок вместе со своим ангелом хранителем, в поисках своей будущей семьи “путешествует” по семьям, делает выбор. По словам Сергея идея была неплоха, но вот ее реализация оставила желать лучшего)). Ошибки были в том, что семьи двигались и говорили одновременно (выигрышней было, что бы они замирали, а когда ребенок подходит, начинали существование) у ребенка не было конкретного вопроса с которым бы он обращался к ним. Очень быстро стало все понятно. Интрига была потеряна. Зрителю стало неинтересно.

Соответственно это и стало ключевой фразой начала теоретической части занятия. Уметь держать зрительское внимание. Ему неинтересно, когда все понятно и очевидно с самого начала.

Драматургия – запланированная смена впечатлений у зрителя.

Основой драматургии есть КОНФЛИКТ – столкновение двух противополжных задач, ведь мы помним, что каждого персонажа должна быть задача(цель).

Конфликт бывает:

  1. Объективный и субъективный.
  2. Внешний (между двумя личностями, объекта с окружением и т.д) Внутренний (с самим собой, между такими понятиями как добро и зло и т.д.)

1. Сюжет – последовательность событий. Событие – что -либо меняющее психологическое состояние ( мотивацию) героя, то что двигает драматургию.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЭТЮДА – в процессе столкновения сторон конфликта персонажи должны поменяться (цели,мотивации, мировоззрение и т.д.)

Структура этюда:

-завязка – основное событие, дающие начало конфликта 15-20 % от времени всего этюда;

-развитие – последовательность развивающих событий;

-кульминация – максимальное напряжение сторон конфликта;

-развязка – то, чем все закончилось 7-10% или 1\2 от времени развязки.

Темпоритмический рисунок драматургии – скорость и частота действий (появление новых событий). Внутренние (мотивация) и Внешние (физические действия, встал, сел, лег и т.д.).

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕМПОРИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА ДРАМАТУРГИИ – КАЖДОЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СИЛЬНЕЕ ПРЕДЫДУЩЕГО (желательно с противоположным знаком + -+-+-)

Способы последовательности событий информации для зрителя.

  1. Линейный – каждое последующие событие вытекает из предыдущего.
  2. Нелинейный-каждое последующие событие следует или опровергает предыдущее(классический обман).

“С идеями не носятся по сцене, — с идеями уходят из зала”. Маяковский.

Закончив с теоретической частью, мы приступили к упражнениям.

“Сплетни”. Суть следующая: один человек стоит в центре, к нему выходит следующий и первый рассказывает ему сплетню, какое то одно событие – “представляешь, Сашка украл у отца деньги…” и садится на место. Выходит третий и второй ему говорит “представляешь, Сашка украл у отца деньги..пошел в магазин и купил пистолет…..”и так далее, каждый последующий добавляет по событию, которое будет сильнее предыдущего. Задача – как можно дольше не скатиться в бред.

“Обманка”. Алгоритм тот же. Только каждый последующий повторяет последнее событие, добавляет а на самом деле” и переварачивает событие. Например:

1-й:”Представляешь,Маринка уехала в Канаду…”

2-й:”Маринка уехала в Канаду, а на самом деле она скрывается от полиции…”

3-й:”Маринка скрывается от полиции, а на самом деле она агент под прикрытием…”

и т.д.

Да прибудет с вами неиссякаемая череда событий!:))